МВФ предсказал резкое замедление роста мировой экономики
Международный валютный фонд снизил свой прогноз роста мировой экономики в текущем и следующем году до 3-4 процентов. Об этом заявил главный экономист фонда Оливье Бланшар, сообщает AFP. Ранее фонд ожидал роста на 4,8 процента в 2010 году и 4,2 процента в 2011-м.
Бланшар добавил, что темпы роста ВВП в разных экономиках будут сильно различаться. В развивающихся странах следует ожидать подъема на 6-8 процентов или даже больше, тогда как в развитых - только на 1-2 процента.
Главный экономист МВФ также похвалил решение Федеральной резервной системы США влить в экономику страны дополнительные 600 миллиардов долларов при помощи скупки гособлигаций. При этом он заметил, что последствия таких действий могут быть негативными для экономики Европы, а также развивающихся стран, сталкивающихся с проблемой притока "горячих" денег.
В июле 2010 года МВФ пересмотрел прогноз роста мировой экономики в сторону увеличения. Однако с тех пор в крупнейших странах мира была отмечена тенденция к серьезному замедлению роста ВВП. Кроме того, в США и некоторых странах еврозоны существует вероятность повторной рецессии.
Напомним, в 2009 году мировой ВВП впервые со времен Второй Мировой войны показал отрицательную динамику, снизившись на 0,7 процента.
Новый раунд ослабления - повторение пройденного?
Заявление ФРС от 3 ноября о выкупе казначейских облигаций США на сумму 600 млрд долл. не стало большим сюрпризом. Информация о возможном втором раунде широкомасштабного количественного ослабления денежной политики озвучивалась властями с конца августа. Заявление лишь конкретизировало параметры и график денежной эмиссии: ежемесячные покупки долговых обязательств в размере 75 млрд долл. будут происходить до июня 2011 года.
Этот шаг продолжает политику легких денег, начавшуюся в разгар кризиса. Напомним, что в 2009-м и начале 2010 года ФРС осуществила скупку долговых обязательств государства на сумму 1,75 трлн долл. Однако тогда главной задачей было спасение финансовой системы США и выход экономики из кризиса, сейчас же – стимулирование экономического роста и решение долговой проблемы. Разница имеет принципиальное значение, так как эмиссионное финансирование госрасходов уже не является антикризисной мерой, а принимает вполне системный характер. Вопрос в том, насколько долговременным может оказаться режим дешевых денег. Объявленная эмиссия станет, скорее всего, лишь первым этапом денежной экспансии, на которую готова пойти ФРС, сохраняющая за собой возможность дальнейших ослаблений. По некоторым оценкам, суммарный объем эмиссии во "втором раунде" может достичь 1,5 трлн долл., что сопоставимо с антикризисным денежным вливанием.
Краткосрочный выигрыш экономики США от этих действий является очевидным. Во-первых, государство сможет продолжить политику фискальных стимулов для усиления потребительской активности и сокращения безработицы. Во-вторых, сохранение базовых ставок на предельно возможных уровнях (0,2% и ниже) дает потенциальный стимул для роста производственных инвестиций, которые сдерживаются из-за недостатка банковского кредитования. В-третьих, девальвация доллара к основным мировым валютам уже началась (с сентября 9% к евро и 5% к корзине), что положительно сказалось на экспортных заказах американским предприятиям. Можно предположить, что, реализуя последовательность мер денежного расширения, ФРС добьется снижения курса доллара на 20-25% (если, конечно, торговые партнеры США не ответят аналогичными действиями и сценарий мировой валютной войны не станет реальностью). В-четвертых, денежная эмиссия и девальвация доллара облегчают государству долговое бремя, обесценивая обязательства и снижая риски рефинансирования.
Все эти шаги могут быть реализованы только потому, что у ФРС пока имеется определенное "окно возможностей". Наращивание денежной массы без серьезных инфляционных последствий происходит благодаря жесткости номинальных цен и зарплаты, мягким условиям на рынках факторов производства и – что самое главное – благодаря сохранению доверия к монетарной политике. Можно сколь угодно иронизировать на тему "печатного станка", но фактор доверия пока еще играет ключевую роль в политике американской монетарной власти. Причина заключается в накопленном репутационном капитале: в течение почти тридцати лет ФРС могла эффективно контролировать инфляцию.
Тем не менее монетарному руководству необходимо принимать во внимание ограниченные пределы денежного расширения, прежде всего, ради сохранения своей репутации. Инфляционные ожидания, отражающиеся в кривой доходности государственных облигаций США, уже составляют 2,3% годовых. При достижении порога 5-6% власти должны будут ужесточить режим внутреннего кредитования, причем наиболее желательным вариантом является опережающее ужесточение. Как представляется, в последующие два года это будет самый больной вопрос американской монетарной политики.
Скорее всего, ФРС будет крайне осторожно подходить к вопросу смены режимов. Но чем дольше будет откладываться смена режимов, тем серьезней могут оказаться последствия. Об этом свидетельствует опыт ФРС в период руководства А. Гринспена. Базовая ставка снижалась с 6,5% в 2000 г. до 1% в 2003 г., а очень постепенное повышение началось лишь с 2004 г. Количественное ослабление позволило избежать кризиса в 2000-01 г., однако в дальнейшем было нацелено главным образом на стимулирование потребительского спроса. Нежелание монетарной власти своевременно ужесточить политику обернулось мощной инфляцией активов и кредитным бумом, которые катализировали кризис 2007-08 г.
Поддержание финансовой стабильности не входило в круг задач тогдашнего руководства ФРС. Меры в этом направлении были выдвинуты на первый план лишь после кризиса, однако они могут оказаться неэффективными при проводимой монетарной политике, особенно если ослабление затянется. Стимулирование роста потребительских расходов через искусственное удорожание активов домохозяйств является, по сути, возвращением к методам Гринспена. Ожидания начала количественного ослабления уже подстегнули спекулятивную игру на повышение: рост американского фондового рынка составил 15% за последние два месяца, и при этом финансовые инвесторы сохраняют умеренный оптимизм. Чтобы с успехом продолжиться, такая игра должна быть поддержана новой кредитной экспансией, которая вполне вероятна при сверхнизких ставках. В такой ситуации власти должны сделать непростой выбор: либо поддерживать финансовую стабильность путем ограничения кредитования, либо стимулировать экономический подъем с помощью новых пузырей.
Ситуация усложняется из-за непредсказуемости поведения внешних кредиторов, включая центральные банки других стран. Их действия могут резко усилить инфляционные ожидания в США: во-первых, в случае массированного сброса долларовых активов и, во-вторых, из-за принятия защитных мер против притока спекулятивного капитала. Основную угрозу в этом отношении представляет Китай. В любом случае должно быть ясно, что легкие американские деньги не будут абсорбироваться мировой экономикой так, как это происходило в начале десятилетия, а в какой-то момент начнут ею отторгаться.
И наконец, необходимо принимать во внимание риски политического цикла. Возможно, что второй раунд количественного ослабления начался слишком рано. Если "окно возможностей" закроется к 2012 году, то вопрос об ужесточении политики встанет со всей остротой в предвыборном периоде. Денежная экспансия тогда, скорее всего, будет продолжена, несмотря на усиление инфляционных ожиданий. Это чревато возвращением экономики в режим стагфляции 1970-х в следующем политическом цикле.
В посткризисной ситуации такой среднесрочный сценарий представляется вполне вероятным. Наращивание денежной массы дает кратковременные импульсы в пределах допустимых возможностей, но не может быть двигателем экономического роста. Если ослаблением политики монетарные власти хотят лишь запустить механизм роста, то важно понимать, какова его модель. Если та же, что раньше – на основе внутреннего потребительского спроса с использованием финансовых пузырей и внешнего кредитования, – то в конечный успех политики ФРС поверить трудно. Говорить же о переходе экономики США к модели экспортно-ориентированного роста еще более затруднительно из-за накопленных глобальных противоречий и дисбалансов.
Оговорки по ФРС
ФРС США обещает смягчить денежную политику, если инфляция окажется слишком низкой, а безработица - слишком высокой. Кроме того, как заявил глава американского ЦБ Бен Бернанке, центробанк может изменить формулировки в своих официальных заявлениях.
Глава Федеральной резервной системы США (ФРС) Бен Бернанке фактически подтвердил намерения американского центробанка оказать дополнительную поддержку экономике страны, "если ситуация останется прежней." Побудить ФРС запустить "в печать" очередной транш американских банкнот могут низкая инфляция и высокий уровень безработицы.
"Если ситуация останется прежней, создадутся необходимые условия для дальнейших действий", - заявил Бен Бернанке на конференции ФРС в Бостоне, слова которого приводит агентство Bloomberg. Как отметил глава американского центробанка, ЦБ может расширить выкуп активов или изменить формулировки в своем отчете, заявив, что "проведение нетрадиционной политики имеет свою цену и накладывает свои ограничения, которые нужно брать в расчет, принимая решение о том, когда стоит начинать реализацию такой политики, и о том, насколько агрессивной она должна быть".
Вместе с тем Б.Бернанке не сообщил никаких новых деталей относительно того, как именно ФРС будет реализовывать новую стратегию, и не подтвердил, что начало новому раунду "количественного смягчения" будет положено уже на заседании Федерального комитета по открытым рынкам (FOMC) 2-3 ноября.
По словам главы ФРС, "при текущих темпах инфляции, ограничения, накладываемые нулевой нижней границей номинальной процентной ставки, слишком велики", а "риски дефляции выше, чем хотелось бы".
"По прогнозам, безработица сохранится на высоком уровне еще какое-то время", - отметил Б.Бернанке.
Одним из возможных шагов может стать изменение формулировок в традиционных отчетах ФРС по итогам заседаний, целью которого станет убедить инвесторов и потребителей в том, что ожидания дальнейшего снижения цен неоправданны.
"Заявления центрального банка могут представлять собой дополнительный способ увеличения объемов стимулирования экономики, - отметил Б.Бернанке. - Шаг, который комитет (FOMC) мог бы рассмотреть, если к тому его побудят условия, - это изменение формулировок в заявлении таким образом, чтобы продемонстрировать, что FOMC намерен сохранять ставки на низком уровне дольше, чем ожидает рынок".
ЦБ США мог бы также расширить выкуп активов, однако, по мнению Б.Бернанке, у ФРС не так много опыта в использовании этого инструмента, что создает трудности с определением "подходящего количества и темпов покупок, а также донесения до публики информации об этих мерах".
Американский центробанк удерживает ставку в целевом диапазоне от 0% до 0,25% годовых с декабря 2008 года. В 2008 году ставка снижалась 7 раз. Программа покупки облигаций, которая действовала до начала нынешнего года, предусматривала покупку бумаг на $1,7 трлн. Считается, что эта программа позволила снизить рыночные процентные ставки, по разным оценкам, на 0,3-1,0 процентного пункта.
Между тем опубликованный во вторник протокол заседания ФРС, состоявшегося 21 сентября, добавил инвесторам уверенности в том, что американский ЦБ расширит программы поддержки экономики. Как свидетельствует документ, еще три недели назад большинство руководителей ФРС склонялись к необходимости принятия новых стимулирующих мер.
"Несколько членов (Комитета по открытым рынкам) отметили, что, если темпы восстановления экономики не увеличатся или базовая инфляция не вернется к уровню, соответствующему мандату (ФРС), они могли бы счесть адекватным принятие мер в ближайшем будущем", - говорится в протоколе, который был опубликован с обычным 3-недельным лагом. Напомним, что 21 сентября ФРС приняла решение о сохранении целевого диапазона базовой процентной ставки от 0% до 0,25% годовых и вновь повторила, что будет удерживать ставку на "исключительно низком уровне" в течение "длительного времени". Кроме того, ЦБ заявил о готовности применить "дополнительные инструменты денежно-кредитной политики" для поддержания экономического роста.
"Протокол сентябрьского заседания ФРС поддержал мнение о том, что американский Центробанк вернется к количественному стимулированию экономики, - отмечает аналитик Turner Investment Partners Дэвид Ковэкс. - Традиционно количественное стимулирование способствует увеличению ликвидности в финансовой системе, что приводит к ралли на рынке акций".
ФРС уже купила для преодоления последствий кризиса гособлигации и ипотечные бумаги на $1,7 трлн. По мнению подавляющего большинства экспертов, на заседании 2-3 ноября может быть принято решение о возобновлении покупок. Это связано с сохраняющимся высоким уровнем безработицы в США и низкой инфляцией, которая уже опустилась ниже целевого коридора ФРС в 1,7-2%. Между тем, ФРС может предпочесть постепенный подход и не объявлять о долгосрочной программе покупок, считают аналитики.
По данным опроса, проведенного CNBC, 93% из 70 экономистов, трейдеров и управляющих фондами ожидают принятия американским ЦБ решения о возобновлении покупки гособлигаций в начале ноября. Две недели назад такого мнения придерживались лишь 69% опрошенных.
В соответствии со средним прогнозом, объем новой программы покупки облигаций составит $500 млрд, разброс составил от $100 млрд до $1,5 трлн. По данным агентства Bloomberg, аналитики Goldman Sachs считают, что ФРС начнет второй раунд количественного стимулирования после ноябрьского заседания, чтобы предотвратить новый виток рецессии в США. До весны-лета будущего года может быть куплено бумаг на $500 млрд, считают они. В свою очередь аналитик UBS Мансур Мохи-уддин в обзоре для клиентов высказал мнение, что объем программы покупки облигаций, о которой будет объявлено 3 ноября, составит $35-65 млрд на квартал, после чего ЦБ может принять решение о продолжении покупок. Объем программы будет первоначально небольшим, что может разочаровать рынок, считает он.
После заявлений главы ФРС в США вышла статистика по потребительской инфляции, которая замедлилась в сентябре (цены выросли на 0,1% при прогнозах роста на 0,2%), а значит, окрепли ожидания относительно второго раунда количественного смягчения от ФРС.
Данные по розничным продажам в США также стали позитивными для фондового рынка - продажи в сентябре выросли на 0,6% при прогнозах роста на 0,4%.
"Инвесторы твердо верят в запуск печатного станка и закладывают это в котировки, однако, если надежды не оправдаются, то придется падать, а это не всегда проходит безболезненно", - отмечают в ИФК "Опцион".